С древнейших времен известно, что пожар — явление крайне опасное . В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, уничтоживших целые города. Пожары ежегодно уносили тысячи людских жизней, причиняли огромный, часто невосполнимый материальный ушерб.С укрупнением городов, развитием и концентрацией производства увеличивались убытки от пожаров. Все острее становилась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предотвращение и тушение пожаров.
В продолжение многих веков борьба с огнем на Руси велась в форме ужесточения наказания виновников пожаров, привлечения населения к тушению пожаров, принятия мер предупредительного характера и даже использования воинских формирований для борьбы с пожарами. Наиболее важные преобразования в этой области произошли в годы правления царя Алексея Михайловича Романова. В этот период на Руси были приняты «Соборное уложение» и «Наказ о градском благочинии». Ряд статей «Соборного уложения» регламентировал правила обращения с огнем, устанавливал ответственность за поджоги и определял различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. «Наказ о градском благочинии», вышедший в апреле 1649 г., не только обобщили развил все предшествующие законодательные акты, касавшиеся вопросов организации наблюдения за противопожарным состоянием в городах и борьбы с огнем, но и заложил основы профессиональной пожарной охраны. Служба по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в строящемся Санкт-Петербурге и других городах России.В целях сохранения преемственности в деле обеспечения пожарной безопасности, пропаганды исторических традиций, а также согласно приказу министра внутренних дел день выхода Наказа (30 апреля), теперь принято считать профессиональным
праздником работников пожарной охраны.
Позднее, в царствование других представителей дома Романовых, особенно при императоре Петре I, эти указы пополнялись,принимались новые, благодаря чему пожарное дело в России продолжало развиваться.Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраныбыло утверждение 17 марта 1853 г. «Нормальной табели составу пожарной части в городах». Согласно этому документу все города России, кроме столичных, были подразделены на семь групп по численности жителей. Для каждой группы предусматривались штатный состав пожарных команд, количество пожарной техники и средства, отпускаемые для ее ремонта. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел. До 1873 г. пожарные команды комплектовались людьми из военного ведомства. Впоследствии, после введения в России всеобщей воинской повинности, в пожарные команды стали принимать гражданских лиц. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды стали содержаться за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему находилось в ведении полиции.
Профессиональная пожарная охрана в том виде, в каком она сложилась к середине XIX в., просуществовала до 1917 г. Революционные события февраля и октября 1917 г. не могли не отразиться на деятельности такого важнейшего государственного института, как МВД, а значит, и на работе пожарной охраны, входившей в данное ведомство.
В ноябре 1917 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) направил в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России».
17 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Эта дата многие годы считалась
днем рождения советской пожарной охраны.
В 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР; в его составе учреждено Главное управление
пожарной охраны (ГУПО), на которое было возложено общее руководство пожарным делом в стране. В 1937 г. на базе Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО) НКВД СССР.
Научные исследования в области пожарной охраны приняли планомерный, целенаправленный характер.
В 1936 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР был создан государственный пожарный надзор (ГПН), определены его основные функции, которые и до настоящего времени являются основными в деятельности пожарной охраны.В 1958 г. советская пожарная охрана вошла в состав Международного технического комитета по предотвращению и тушению
пожаров (КТИФ), а в 1974 г. — в состав Технического комитета (ТК21) «Средства противопожарной зашиты» Международной организации по стандартизации (ИСО) и др. В 1990-х годах перед пожарной охраной были поставлены новые задачи. В целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации в 1993 г. постановлением правительства (от 23.08.1993
№ 849) была создана Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД России. 21 декабря 1994 г. был принят Федеральный
закон «О пожарной безопасности», на основании которого в настоящее время строится работа ГПС, ведомственной и добровольной пожарной охраны.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся во Всероссийском
научно-исследовательском институте противопожарной обороны МЧС России (ВНИИПО, бывшем ЦНИИПО), трех учебных заведениях пожарно-технического профиля и 70 испытательных пожарных лабораториях.
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый ГПС для контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Должностные лица ГПС при осуществлении надзорной деятельности имеют право (в соответствии сФедеральным законом «О пожарной безопасности»):
• организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти
обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации
пожарно-технической продукции;
• участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
• давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаровили работ не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
• приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), эксплуатацию зданий, сооружений,
помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего
угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании,
строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309
«О совершенствовании государственного управления в области
пожарной безопасности» с 01 января 2002 г. Государственная
противопожарная служба М ВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС
МЧС России).
Технические средства охранно-пожарной и пожарной сигнализации относятся к пожарно-технической продукции. Это значит,
что деятельность, связанная с производством, продажей, проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатацией этой продукции, относится к лицензируемым в области
пожарной безопасности. Выдача лицензий возложена на государсвенную противопожарную службу
МЧС России. Порядок лицензирования этой деятельности регулируется приказами МЧС России. Учитывая, что технические
средства охранно-пожарной и пожарной сигнализации включены в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
в области пожарной безопасности в Российской Федерации, их применение без сертификата пожарной безопасности запрещено
и является основанием для аннулирования или приостановления действия лицензий МЧС.
Контроль на местах за всеми этими видами деятельности осуществляют инспектора МЧС. Необходимо четко осознавать, что
лицензия на деятельность и сертификат пожарной безопасности на продукцию — это, в первую очередь, форма реализации требований пожарной безопасности, направленная на защиту личности,
имущества и государства от пожара.